Конспект виртуальной экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Северный полюс»
Цель: Формирование
представлений о Северном полюсе и его природных условиях
Задачи:
1. Сформировать у детей элементарные представления о
взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
2. Развить у детей способность описывать, правильно
выражать свои мысли
3. Воспитать интерес к
познавательно-экспериментальной деятельности
Словарная работа: Северный
полюс, ледяная пустыня, полярное сияние(северное), полярный день
Оборудование и материал: Презентация,
видеоролик, цветик-семицветик, емкость с водой, крем, глобус
Ход занятия:
Вводная
часть
Воспитатель:
- Ребята сегодня утром, пока вас не было, приходил почтальон и вручил
письмо. Здесь написано : «Детям старшей группы».
Я не стала его распечатывать без вас. Мне очень интересно узнать, что там
находится. Я предлагаю его распечатать вместе. Вы согласны?
- Посмотрите, какой здесь необычный цветок, у него
все лепестки разного цвета.
-Как он называется?
- Из какой он сказки, кто знает?
Воспитатель:
Ребята вспомните сказку «Цветик – семицветик», одно из желаний
девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там
мгновенно и также быстро попросилась обратно домой. Почему?
Дети: Там было очень
холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, что
такое – Северный полюс и где он находится. (Глобус).
Вот глобус – это маленький макет земли, а где Северный полюс? Он
находится сверху
Воспитатель:
не передумали отправиться в путешествие? А вы не замерзнете? (ответы
детей).
Воспитатель:-
у нас есть цветик –семицветик, а что нам с ним делать? (Попросить чтобы
мы оказались на сп)
Воспитатель:.
Давайте вместе скажем волшебные слова
Лети, лети лепесток, через север на восток
Через запад через юг, лишь коснешься ты земли,
Будь по моему, вели чтобы мы оказались на Северном
полюсе!
Физкультминутка:
Что – то холодно сидеть, надо руки нам погреть,
Руки вверх, руки вниз, на носочки подтянись,
Руки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок,
А затем в присядку, вот и сделали зарядку!
Заходим
в купол
Основная часть. Звучит музыка северного
ветра.
Воспитатель – Ребята вот мы на Северном
полюсе – это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый
цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного
дома. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы.
На Северном полюсе можно чаще всего
наблюдать северное сияние, – это когда на небе видны волны красного,
зелёного, синего цвета, переливаясь и вспыхивая проносятся по небу с одного
края на другой.
Воспитатель:
Ещё на северном полюсе встречается такое явление, как полярная ночь - Это когда
солнце долго не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и
звёзд, освещает бескрайние снежные просторы.
На смену
длинной ночи приходит полярный день – это когда всё время день, светло. В это
время наступает короткое лето. Солнце греет очень слабо, его лучи мало
нагревают поверхность земли покрытую льдом и снегом, поэтому лёд и снег не
таят. Лишь иногда у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять.
На Северном полюсе холодно в течение всего года: и
зимой и летом. И день и ночь не чередуется, как это происходит у нас, где мы
живём.
Ребята, но как ни сурова природа Северного
полюса, там обитают многие животные.
Тюлени, моржи, белые медведи
Толстый слой подкожного жира у этих животных
защищает их от холода.
Воспитатель:
Они питаются рыбой, которой много в этих местах. Но рыбу любят не только моржи
и тюлени, птицы тоже ей питаются.
Но самый главный житель севера белый
медведь – это самый крупный хищный зверь. У него густая белая шерсть и толстый
слой жира который предохраняет его от сильных морозов. Белый медведь прекрасный
пловец, вода для него родная стихия, он может плавать под водой и охотиться за
рыбой. Также он питается птицами, тюленями и даже морж, может стать его
добычей.
Зимой у белых медведей в снежной пещере появляется
потомство, маленькие медвежата. У этого огромного животного детёныши рождаются
чуть больше крысы. Пока медвежата растут медведица не выходит из берлоги. Когда
приходит пора мама медведица выводит из берлоги медвежат, и начинает их
приучать ловить рыбу, а затем и более крупных животных тюленей и моржей.
Воспитатель:
А сейчас мы с вами вернемся в наш любимый детский сад, где тепло и уютно, для
этого мы оторвем желтый лепесток нашего цветика-семицветика и все вместе скажем
волшебные слова:
Лети, лети лепесток. Через север на восток
Через запад, через юг. Лишь коснешься ты земли
Будь по моему вели:
Чтобы мы все оказались в детском саду!
Гимнастика для глаз:
Исследовательский эксперимент:
Воспитатель:
Вот мы снова в детском саду, чтобы закрепить наши знания - проведем опыт.
Белый медведь плавает в ледяной воде и делает это с
большим удовольствием, человек в такой воде может погибнуть из за
переохлаждения организма. Белый медведь, когда вылезает из воды не покрывается
льдом и не мёрзнет. Почему это происходит вы сейчас поймёте, проведём опыт.
В ёмкость с водой опустим руку и тут же вынем её.
Посмотрите она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. Если бы мы вышли на
улицу с мокрыми руками, то на них образовалась тонкая корочка льда, и руки
замёрзнут. Теперь вытрите руки на сухо и смажьте их жиром (детский
крем). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что изменилось?
Дети: Рука почти
сухая.
Воспитатель:
Вода не покрывает всю руку, а собралась капельками.
Если руку встряхнуть, то капельки слетят, на руке
воды нет, значит в мороз если мы выйдем на улицу наши руки не замёрзнут, и не
покроются тонким слоем льда.
Надеюсь вы теперь поняли почему не мёрзнет белый
медведь, даже в самый сильный мороз, когда выходит из воды?
Дети: Потому что его
шерсть смазана жиром.
Воспитатель:
Правильный вывод ребята. А ещё эту хитрость используют водоплавающие птицы.
И еще у белого медведя и лапы покрыты длинным мехом,
для того чтобы легче было держаться на льду.
Вот и закончилось наше путешествие, вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель:
Напомните мне, где мы с вами сегодня были?
Дети: На Северном
полюсе.
Воспитатель:
Покажите на глобусе, где он находится? (один из детей показывает)
- Что такое северное сияние? (ответ
детей)
- Что такое полярная ночь и день? (ответ
детей)
- Какие животные живут на Северном полюсе? (ответ
детей)
- Чем питаются животные и птицы Крайнего севера? (ответ
детей)
- Почему белый медведь не мерзнет? (ответы
детей)
Молодцы! Я надеюсь, что следующее путешествие вам
понравится еще больше. Всем спасибо!
Воспитатель:
Я предлагаю вам дома нарисовать северное сияние или белого
медведя и мы все вместе организуем выставку «Путешествие на Северный
полюс».
15-03-2023 14:46